«Синдром отличника». Почему не нужно заставлять ребенка учиться на «пять»?

Это московское лето было совсем не похоже на лето, и все равно обидно, что оно заканчивается, а вместе с ним пора отпусков и каникул. Поскольку мне приходится часто работать именно с детскими травмами, хотелось бы дать несколько советов родителям о том, как попытаться этого избежать.

Все мы хотим, чтобы у наших детей «все получилось», чтобы они были успешны и счастливы и, желательно, чтобы все у них было лучше, чем у нас. И когда я говорю «все», я не преувеличиваю. Практически все родители, любящие своих детей, желают им счастья и, сами того не замечая, «причиняют» им добро.

Есть родители, которые умеют сдерживать свои желания и могут отличить свои желания от желаний ребенка, поэтому допускают, что у него есть право выбора. Именно им удается «причинить» меньшую пользу, и именно у их детей уже во взрослом возрасте реже возникает необходимость стать моим клиентом или посещать кабинет моих коллег.

Мы же помним про благие намерения? Так вот, главное правило, которое необходимо усвоить каждому родителю, звучит так: «Не требуйте от ребенка хороших оценок». Вообще, следует признать, что внешний контроль уродует людей и делает их несчастными на довольно долгое время, хорошо, если не навсегда.

синдром отличницы.jpgСвоим желанием сделать из ребенка отличника мы убиваем его потенциальное счастье. Мы просто хотим, чтобы он хорошо учился, потому что нам кажется, что ему во взрослой жизни будет проще устроиться: найти хорошую работу, например. Однако своей тревогой практически вдалбливаем ему идею, что мир устроен очень  просто: стоит лишь постараться быть «хорошим», и все будет у тебя в жизни «хорошо». Но мы же взрослые люди и прекрасно понимаем, что это не совсем так. Получается, что мы в какой-то степени обманываем и его, и себя.

Мы живем в сложном мире, и очень много разных факторов определяют счастье. Но главный – это уметь понимать себя и других, и научится находить то, что нам нужно.

Человек способен испытывать очень много разных чувств и эмоций. Это делает жизнь интересной, разнообразной, а также противоречивой и непростой.

Если мы учим ребенка разбираться в своих чувствах и эмоциях людей, которые его окружают, тем самым мы помогаем ему в будущем. Если мы даем ему определенные установки: «что такое хорошо, а что такое плохо», не объясняя ему, когда «хорошо» может быть «плохо» и наоборот, мы упрощаем его будущую картину мира.

В случае с пятерками этот механизм тоже работает. Получается, что нам важно не то, чтобы ребенок разобрался в предмете, нашел то, что ему действительно интересно и так далее, а просто прилежно выполнял задание и приносил хорошие отметки в дневнике.

Мир не прост, совсем не прост. Конечно, хотелось бы, чтобы в жизни было побольше простого: чтобы полюбить один раз и навсегда, чтобы близкие не болели и не умирали, чтобы все жили вечно, были добрыми, умными и справедливыми… Но мы живем не в детской сказке и не в рекламе стирального порошка. У нас внутри много противоречивых чувств: мы, даже самые добрые из нас, периодически злимся и желаем расправы. Одного и того же человека мы сегодня любим, а уже  завтра с трудом терпим. Сегодня тебе было нужно, чтобы рядом был близкий человек, а завтра уже хочешь тотальной независимости, сегодня хочешь семью и детей, а завтра уже мечтаешь сбежать от них на необитаемый остров… И это реальность, с которой предстоит столкнуться всем во взрослом возрасте. Но если ребенок не умеет различать причины такого явления, поскольку привык действовать в строгой парадигме «плохой-хороший», привык зарабатывать пятерки и думает, что залог успеха состоит в том, чтобы быть прилежным и послушным, ему придется очень сложно во взрослой жизни. Приходится тратить годы на то, чтобы понять, как на самом деле все устроено…

счастливое детство.jpg

Для того чтобы быть счастливым, нужно разбираться в себе и в том, что тебе нужно от этого мира. А нужно всем разное. И речь не только  о том, что кому-то нравится математика, а кому-то русский язык. Никто не может ответить за человека на вопрос, что он хочет от этой жизни, кроме него самого. Более того, иногда люди совершают ошибки, и к этому тоже надо быть готовыми. Задача родителя как раз заключается в том, чтобы максимально подготовить ребенка, сделать так, чтобы он умел выбирать и не боялся ошибаться. И сделать это нужно весьма деликатно, не заставляя его зубрить формулы, не навязывая свое мнение, подаваемое как знание, а рассказывая ему о разнообразии и увлекательности  мира, в том числе мира математики и физики.

Добавить комментарий