Кофе в Одессе и Украине: культура потребления, структура рынка
Кофейный бизнес в Украине уже многие годы растет стремительными темпами. Очень много кофейных компаний сосредоточены в крупных городах, в том числе и в Одессе, где есть те, кто занимается прямыми поставками продукции в страну. Одна из важных тенденций – развитие сферы HoReCa, сформировавшая спрос на так называемый фреш-кофе.
Интересно, что некоторые украинские поставщики заключили прямые договоры с производителями из Бразилии и Вьетнама. Это хорошо отразилось на цене, ведь кофе оптом и в розницу в Одессе можно купить совсем недорого в специализированном интернет-магазине (например, тут: https://torbafood.ua/ukraine/odessa/). Ну а на качестве положительно сказалось сотрудничество с ЕС, поскольку теперь и у нас действуют единые стандарты на товары и услуги.
Культура потребления
Если рассмотреть культуру потребления, то здесь наблюдаются постепенные изменения. Раньше большинство украинцев готовили кофе в домашних условиях. Но теперь нам стали доступными кафе и рестораны. Конечно, они существуют давно, но сейчас таких заведений больше, качество сервиса растет, а среди наших сограждан всё больше тех, кто может себе позволить посещение таких мест. Также очень много заведений, торгующих кофе на вынос.
Если говорить об употреблении кофе в офисах и дома, то здесь тоже произошли значительные изменения. Раньше многие довольствовались “закрашенной в черный цвет” жидкостью с кофейным привкусом. Некоторые не брезговали суррогатом на основе цикория и злаков. Ну а сейчас для многих жителей Одессы уже не являются роскошью кофемашины, которые способны в считанные минуты приготовить качественный эспрессо, капучино или латте на основе натуральной арабики или различных купажей.
Статистика потребления кофе
В среднем каждый украинец за год употребляет около 3 кг молотого кофе. При этом он еще и находит время и средства на 100 чашек кофе вне дома. Доля натурального продукта постепенно растет, хотя растворимый всё еще в почете. Правда, из числа тех, кто кофе вообще употребляет, не очень многие делают это часто. Так, почти 50 % выпивают всего 1 чашку в месяц, а ежедневно или более раза в неделю пьют бодрящий напиток только 2 % потребителей.
Структура рынка
Основные игроки рынка кофейного производства в Украине – компании, которые закупают у производителей зеленый (необжаренный) зерновой кофе, а обжаривают его и фасуют уже в нашей стране. Последние несколько лет такое производство стремительно росло.
Рынок кофеен представлен как единичными точками, так и широко разветвленными сетями. В Одессе популярны такие заведения, как “Штрудель”, Sundays Coffee, Жето, Make My Cake. Есть даже представительство “Львовской мастерской шоколада”. Появляется всё больше разных форматов: мобильная кофейня, кафе (где есть не только кофе, но и хороший выбор кондитерских изделий), а также магазин и кофейня в одном “лице”.
Быстрее всего растут мобильные кофейни. Дело в том, что на их создание не требуются большие инвестиции, а также многим предпринимателям удобно иметь возможность сменить локацию. Меню в обязательном порядке включает стандартные напитки – американо и эспрессо, капучино и латте. Дополнительным плюсом для многих одесситов является большее разнообразие, например наличие фильтр-кофе, рафа или флэт уайта. Ну а летом многим по душе холодный напиток, который тоже предлагают в некоторых точках.
В заключение
Очевидно, что данный вид бизнеса претерпевает настоящий бум, а положительные тенденции связаны отчасти с развитием технологий, прямыми поставками из стран кофейного пояса, а отчасти с ростом доходов населения, которые с 2017 года выросли почти на 100 %. Однако предпринимателям нужно смириться с сезонными колебаниями продаж и значительной кадровой текучкой. Несмотря на это, бизнес на кофе является одним из самых перспективных, особенно если есть надежный партнер-поставщик.